16 августа 2013 г.

"Жалость" Елены Фоломьевой

Непростая тема - синонимов "жалости" очень много. Тут и "сожаление", и "печальный факт", и "сострадание", и "печаль" и "раскаяние". И каждое слово - со своими нюансами и способами выражения.
Для меня в работе над этой темой отправной точкой стала вот эта картинка:

Ну, во-первых, сам сюжет - и птицу жалко, и руки выразительные. А во-вторых, для меня чувство жалости всегда связано во с этим положением рук, ковшиком - погладить, защитить, согреть, прикоснуться. Поэтому исходной фигурой я решила взять такую стилизованную форму фасолины, мне она напоминает вот эти сложенные ковшиком ладони.
Но как расположить исходные формы на фоне? И снова я "пошла изнутри", от своих ощущений. Я вижу жалость своеобразной защитной реакцией на какую-то внешнюю несправедливость, которая колет, царапает, мешает. И своей жалостью мы словно обволакиваем эту колючку, как ракушка-жемчужница обволакивает перламутром попавшую к ней песчинку. Мы "забинтовываем" то, что нас тревожит, своими чувствами, словно пытаемся уменьшить его, сгладить, закрыть, сделать менее травмирующим.
Конечно, источников таких травм великое множество. Я изобразила его в виде колючей темной звезды с острыми шипами. А наша жалость окружает его, сглаживая остроту и постепенно меняя цвет на более светлый.

Почему я выбрала голубой? Потому что, мне кажется, голубые части выглядят, во-первых, более мягкими. А во-вторых, так они больше похожи на облака в небе: жалость само по себе видится мне бездеятельным чувством, не приводящим к каким-то результатам (если приводит, то это уже не жалость, а сострадание, сопереживание). Так и облака - проплывают равнодушно в небе, независимо от происходящего внизу...

7 комментариев:

  1. Выдержала работу в стиле всей серии своих "Эмоций", но поняла, что хочется выполнить что-то бОльшее и по размеру, и более конкретное. Так что рассчитываю вскоре показать другую "Жалость".

    ОтветитьУдалить
  2. Лена, мы мыслим с тобой в одном направлении! И чувства и исполнение мне очень понятны.Я свою работу сделала ёщё в июне, но забыла сфотографировать и отнесла в Центр (готовим отправку в Питер). А сейчас жду хорошей погоды для фотосессии.

    ОтветитьУдалить
  3. Лена, спасибо за подробный рассказ и расшифровку. Думаю, ты подошла совсем с другой стороны, не показывая объект жалости, не вызывая у зрителя это чувство. Тебе удалось показать сам процесс жалЕния. Каждому бы хотелось, чтобы его жалели так мягко и нежно. Очень приятная работа.
    Вообще, из всех проработанных в этом году, если можно так выразиться, тем, ЖАЛОСТЬ оказалась самой многозначной. И не зря возникло в перспективе второе значение слова: СОЖАЛЕНИЕ.

    ОтветитьУдалить
  4. Лена, очень нравится твоя работа!. И ты так хорошо рассказала о ней. Спасибо и МОЛОДЕЦ!

    ОтветитьУдалить
  5. Лена! Здорово! Мне кажется у тебя получилось изобразить не только ЖАЛОСТЬ, но и УТЕШЕНИЕ, которое бывает мы проявляем вслед за жалостью.

    ОтветитьУдалить
  6. Какая глубоко философская работа, да и мысли твои, Леночка, вслух прочла с величайшим интересом! Браво!

    ОтветитьУдалить
  7. Лена, у Вас Жалость получилась очень жизнеутверждающая!
    И если, по прочтении названия работы, вспомнился Шурик из "Операции "Ы", то визуальный ряд напомнил о Дюймовочке, которая пожалела замерзшую ласточку...
    Добрая, нежная Жалость получилась.

    ОтветитьУдалить